Круче, чем "ICEMAN": история NIKE BLAZER
Круче, чем "ICEMAN": история Nike Blazer
Nike Blazer были впервые выпущены в 1973 году и представлены, как лучшие баскетбольные кроссовки Nike. В то время бренду было всего девять лет, и он ещё искал свой путь в индустрии. Blue Ribbon Sports был основана в 1964 году Биллом Бауэрманом и Филом Найтом как организация по распространению японской обуви в США, но только в 1971 году, бренд станет называться Nike и начнёт создавать свою обувь. Через два года после основания Nike был придуман знаменитый Swoosh разработанный
студенткой графического дизайна Кэролайн Дэвидсон. Nike Blazer - это легендарная модель, которую до сих пор любят за простоту, прочность и удобство. Кроссовки отличались кожаным верхом, сетчатым нейлоновым язычком и текстурированной подошвой из вулканизированной резины - предпочтительной подошвой для баскетбольных кроссовок в начале 1970-х годов. Фактически, каждый из этих элементов был лучшей технологией, доступной для обуви на баскетбольном корте. До 60-х и 70-х годов кроссовки были просто обувью на резиновой подошве, используемой для легкой атлетики, и ничего больше. Именно Бауэрман первым вложил настоящую науку в разработку обуви, которая помогла бы спортсменам эффективно изменить свою игру. Компания Nike стала эпицентром таких исследований. Даже после дебюта Blazer пройдет еще пять лет до того, как Nike впервые вставит воздушный баллон в свои подошвы, конкретно в модель Nike Tailwind, и за 12 лет до того, как они заключат контракт с Майклом Джорданом в качестве лидера своего баскетбольного бизнеса. Nike в том виде, в каком мы его знаем сегодня, не существовало, кроме основателей и нескольких кроссовок, которые все еще находятся в ротации, но Blazer - это икона, пережившая с того момента целые эпохи времени. Для большинства силуэтов, которые прослужили почти так же долго, как и Blazer, они изменились со временем. Но Blazer не изменился, вместо этого изменились люди которые их носят..
Вполне естественно, что первые значительные баскетбольные кроссовки Nike были названы в честь местной баскетбольной команды Portland Trail Blazers. Но именно Джордж «ICEMAN» Гервин был первым, кто надевал эту обувь. «Люди в Nike были новаторами… и мыслили нестандартно еще в 70-х», - говорит Гервин. «Когда я впервые присоединился к НБА, я носил Adidas, а затем к появились Nike, и Nike хотели дать мне гораздо больше денег, и у них была обувь лучшего качества, - подумал я. Итак, я работал с Nike до конца своей карьеры.» Для Nike партнерство с Гервином было связано с брендом. Неслучайно они были новичками в отрасли и разработали кроссовки, в которых доминирует логотип. Затем они нашли одного из самых известных игроков в игре, получившего прозвище за хладнокровие на корте и невероятный послужной список в качестве атакующего защитника. Камеры были направлены на Гервина каждую игру, и всякий раз, когда эти камеры ловили его ногу, они обнаруживали огромные галочки Nike. Каждая фотография становилась рекламой.
По мере того как его профессиональная карьера продолжалась, отношения Гервина с Nike росли вместе с ним, достигая высшей точки в создании уникального стиля Blazer. Эту точку современные поклонники кроссовок назвали бы «эксклюзивом для игроков», эта модель Blazer имела надпись «ICEMAN» на пятке, где обычно была надпись «NIKE». Эксклюзивы для игроков - это лимитированные цветовые решения или исполнения, созданные для игроков брендами и часто используемые сегодня для создания шумихи вокруг силуэтов, тестирования цветовых решений и в качестве публичного выражения приверженности бренда игроку. Но еще в 1970-х players exclusive были настолько редки, что Gervin Blazer могли стать первыми кроссовками из когда-либо созданных PE. На тот момент индустрия была настолько новой, что границы между общими релизами и PE не были столь четкими, как сегодня. Что мы действительно знаем, так это то, что ICEMAN PE никогда не были доступны для широкой публики и это решающий момент, который определяет, как взаимодействуют бренды и игроки. Вскоре после того, как были представлены Blazer, Nike сосредоточила своё внимание на разработке линейки AIR, и баскетбольные технологии получили развитие и распространение. По мере того, как лучшие спортивные умы пытались расширить возможности для создания баскетбольных кроссовок, тяжёлая кожа, хрупкая сетка и подошва из твердой вулканизированной резины остались позади один за другим. Всего через несколько лет Blazer были уже далеко не лучшим из того, что предлагала Nike, и кроссовки вышли из моды у баскетболистов. Но подошва, которая когда-то была разработана для сцепления на корте, была быстро признана скейтбордистами за потрясающее сцепление со шкуркой. Тяжелые кожаные и замшевые верхние части выдерживали удары и износ, который приходятся на скейтерскую обувь. Сетчатый язычок не был идеальным - фигуристы предпочитают немного больше амортизации на язычке, - но Nike скоро решит эту проблему. Когда баскетболисты оставили Blazer позади, скейтеры стали теми благодаря кому, кроссовки обрели вторую жизнь, которая в конечном итоге спасла силуэт от выхода из моды.
Blazer продолжали выживать, как низкобюджетные кроссовки. Они имели лёгкую эстетику и были удобны тем, что подходили к практически любому стилю одежды. К тому же это была недорогая покупка для скейтеров, которые хотели кататься в них. В 2003 году уличный художник Futura 2000 использовал возможность сотрудничества Nike, чтобы внести свой вклад в жизнь модели Nike Blazer. Их совместная работа, в которой использовалась смесь оливковой, коричневой и темно-синей замши, вышла тиражом всего в 1000 пар, что сразу сделало их редкими и коллекционными. Хотя сотрудничество с Futura повысило авторитет Blazer, только несколько лет спустя Blazer наконец-то увидел проблеск славы наравне с дебютом The Iceman. Эти кроссовки официально считались баскетбольными кроссовками Nike, хотя и низкотехнологичными, до 2005 года, когда профессиональный скейтбордист Лэнс Маунтин объявил о разработке Blazer SB для Nike, добавив набивку на язычок и впервые применив Nike Air в кроссовках. Air выглядел как пара стелек Air Zoom, что означало, что большая часть кроссовок осталась нетронутой, но комфорт был увеличен. Эти незначительные изменения сделали обувь официально обувью для скейтбординга и подготовили почву для трансформации Blazer. В 2006 году, когда Blazer отпраздновал свой 33-й день рождения, обувь приобрела совершенно новый облик.
Все, что происходило с Blazer до 2006 года, было историей, сделавшей Blazer одним из самых долговечных силуэтов всех времен. В 2006 году, когда культовый бренд Supreme сотрудничал с Nike над созданием трёх версий блейзеров, благодаря которым классический силуэт стал одним из самых востребованных в мире. Supreme выпустили три пары блейзеров с Nike, в чёрном, белом и красном цветах, каждая из которых выполнена из стёганой кожи, а на пятках были расположены молнии с золотыми D-образными кольцами в стиле Gucci. Обувь продавалась по колоссальной цене 180 долларов (в три раза больше, чем у некоторых Blazer SB), и хотя они не имели мгновенного успеха, спустя года этот релиз считается историческим и стоит хороших денег. По сей день, блейзеры Supreme 2006 года считаются отличным примером сотрудничества с брендами и (по мнению некоторых) лучшей совместной работой Nike, которую когда-либо создавал Supreme. Deadstock пары встречаются редко, и даже поношенные пары продаются за четырехзначные цены. Без сомнения, можно сказать, что именно коллаборация 2006 года вывела Blazer на уровень, который дал пространство для дальнейшего сотрудничества с такими брендами, как Comme des Garcons, Fragment и с Off-White Вирджила Абло.
Nike Blazers VNTG x CDG вышли в 2013 году в низком силуэте и были официальным выпуском суб-бренда BLACK COMME des GARCONS. Кроссовки, естественно, были чёрного цвета, с замшевым верхом и кожаными свушем и накладкой на пятке. Значок «NIKE» на пятке был заменен на «CDG», как и на кроссовках ICEMAN PE. В 2014 году вышла версия Blazer High аналогичного цвета, а затем в 2016 году выпустили высокие и низкие черные, но на этот раз полностью из кожи. В 2014 году бренд Fragment Design из Токио, основателем которого являлется Хироши Фудзивара представили свою коллаборацию с моделью Blazer, выпустив пару в низком силуэте из бежевой замши. Фирменная легкость Fragment позволила создать довольно неприметный дизайн, но при этом создала классический вид, который хорошо сочетается с оригинальным стилем Blazer. Обувь была украшена крошечными логотипами Fragment на каблуках и продавалась только в токийском офисе Fragment. В 2016 году Supreme продолжил знаменитое совместное трио Blazer 2006 года еще одной тройкой, на этот раз с низким силуэтом GT из розовой, бежевой и синей замши.
Если Supreme Blazers 2006 года установили новый ориентир для кроссовок, то коллаборация Off-White 2017 года снова поднимает этот уровень. Коллекция Вирджила Абло «Десять» включала головокружительное количество кроссовок в двух подгруппах, Ghosting и Revealing, последняя из которых относится к коллекции Blazer. Как и в остальной коллекции, с Off-White Blazer много чего происходит, но, в отличие от других кроссовок в коллекции (за исключением, может быть, Чака Тейлора), здесь очень мало изменений. Важной частью индивидуальности Blazer является простота дизайна. Это также означает, что каждое изменение, которое применяет Абло, оказывает гораздо большее влияние. Мы видим вышивку и промышленную печать, которые иначе были бы скрыты под слоями кожи и замши. Массивная галочка в версии Abloh сделана ещё больше, простираясь от пятки на усиленную вулканизированную подошву. Замша цвета слоновой кости служит основой для люверсов и появляется на пятке, а большая часть верха выполнена из белой кожи. На язычке сохранилась та же сетка, что и в оригинальном дизайне, с биркой Nike на боковой стороне обуви, а не на верхней части язычка. Шнурки с принтом «laces», как и у всей остальной коллекции, завершают образ. Мы обсудили идею Абло о концептуальной деконструкции, и этот подход к Blazer как раз такой. Он разбивает на части разрозненные элементы, которые сделали кроссовки тем, чем они являются, заставляя нас исследовать эти классические кроссовки на предмет их частей, понимая, что не только куски кожи, замши и резины делают обувь. Вместо этого мы видим, как эти части соединяются. Они заставляют нас переоценить, что означает каждый элемент обуви, и действительно ли это означает что-то в вакууме, или если значение обуви - это не столько ее составные элементы, сколько то, как мы видим и используем обувь. Немногие кроссовки прошли социальную эволюцию, как Blazer, и несколько сообществ приняли простую обувь, что позволяет ей иметь более длительный срок жизни, чем почти любые другие кроссовки в игре. Они появились в то время, когда о них следовало бы забыть, так как вскоре появились гораздо более совершенные кроссовки. Но каким-то образом,благодаря своей простоте, узнаваемости бренда, либо по чистой случайности, Blazer продолжают своё существование.